mail int@mmis.ru mobile 8(863)298-47-77



menu click
Search

Форум

 
  Форум ИМЦА  Форум ИМЦА (до ...  Модульный учебн...  Что такое модуль?
Заблокирован Предыдущий
 
Следующий Заблокирован
Новые публикации 19.02.2014 1:02
  Мальцев И.М.
2305 публикаций
Публикатор 1-ранга


Что такое модуль? 
Один из вариантов понимания модуля, который характерен для многих разработчиков, это часть дисциплины, которая должна иметь определенный вес в ЗЕТ. Например, вес должен быть кратен 3 ЗЕТ (3, 6, 9, ...).
Перед кафедрами ставится задача формирования таких (семестровых) модулей по направлениям подготовки, а лучше по УГС, с целью возможности формирования из них учебных планов. При этом модуль может "плавать" во времени или для него должен быть определен конкретный семестр. Обладая достаточным количеством модулей, закрывающих в совокупности все компетенции ФГОС, можем предложить обучающемуся построить фрагмент своего (индивидуального) учебного плана на конкретный курс, набрав нужное количество ЗЕТ (60).
Ваше представление о модуле и его функционале отличается от изложенного? Поделитесь соображениями!
 
Новые публикации 19.02.2014 12:08
  Elena_N
32 публикаций
Без ранга


Re: Что такое модуль? 
Игорь Михайлович, здравствуйте.

Поделюсь, как понимаю модуль.
Сразу предупрежу, что, вводя понятие «модуль», главное для меня – как можно меньше изменять устоявшиеся у нас принципы формирования учебных планов. В последние годы мы итак работаем в состоянии постоянных реформ, за которыми иногда просто не угнаться. Скоро студентов учить будет некогда – все время заполняем какие-то отчеты, что-то вводим, перерабатываем и переделываем под новые требования и документы, которые часто друг другу просто противоречат… Поэтому мне бы не хотелось, чтобы введение модульной структуры учебного плана было очередным стрессом для нашего вуза.

И, кроме того, модульный принцип на сегодня не является обязательным. Закон об образовании в РФ (статья 13 пункт 3) говорит именно о том, что «При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, МОЖЕТ применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на МОДУЛЬНОМ принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.» А значит, может и не применяться….

На сегодня у меня сформировалось следующее представление о модуле. Модуль – это некий блок учебного плана, который включает в себя несколько дисциплин (а может и практик, и НИР), направленных на формирование компетенций определенного класса, то есть на изучение каких-то связанных друг с другом вещей.
Пример простого модуля: Модуль Математика и информатика. Он будет включать в себя Математический анализ и ТФКП, дифференциальные уравнения, программирование, численные методы и т.д. При этом модуль в целом должен иметь некую логическую завершенность. На примере этого модуля – все дисциплины, обучающие основам математики и информатики, должны «сидеть» в этом модуле.

(Очень хочется в качестве примера модуля привести циклы ГОС-2, которые могут вполне выступать в качестве модулей, правда очень крупных. Первый модуль - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, второй – Естественно-научные дисциплины и т.д.)

Такой модуль очень легко формировать сейчас и в РУП ВПО, для этого достаточно сформировать раздел (который назовем модулем) и наполнить его дисциплинами. Правда практики пока к нему не подтащить…

При этом дисциплины, составляющие модуль, могут иметь разную трудоемкость, стоять в разных семестрах, иметь разные виды промежуточной аттестации и т.д. Некоторые разработчики предлагают вводить в состав модуля дисциплины, которые сами по себе никаким видом контроля не заканчиваются (нет ни зачета, ни экзамена), а выставляется итоговая оценка по результатам изучения всего модуля. Но мы у себя в вузе таких ситуаций допускать не планируем.

Все вышеизложенное не противоречит ничему тому, что я слышала и видела на разных семинарах и презентациях. Поэтому если никаких дополнительных указаний или рекомендаций не будет, мы будем пока придерживаться именного такого подхода к модулям.
Но если кто-нибудь предложит что-то новое и полезное, обязательно это учтем :-)

С уважением, Елена
 
Новые публикации 20.02.2014 11:03
  Мальцев И.М.
2305 публикаций
Публикатор 1-ранга


Re: Что такое модуль? 
Здравствуйте, Елена!
Спасибо за развернутое изложение, которое полностью соответствует концепции, заложенной в готовящийся нами макет РУП под ФГОС3+. Пока не утверждены эти самые изменения, мы советуем работать в имеющемся макете (зеленая звездочка) и предусматриваем три возможности конвертации данных: оставить имеющуюся структуру, все дисциплины слить в один (единственный) цикл, распределить имеющееся содержание по модулям. Понятно, что в последнем случае придется провести дополнительную работу чтобы "разбросать" то что есть по модулям, для которых нужно придумать название.
Что касается контроля, то его можно будет запланировать как по составляющим модуля (дисциплинам и их разделам), так и по модулю в целом.
Наверное, для Вас не будет новостью, что наши светлые умы (без иронии) хотят видеть реализацию асинхронного обучения, основным отличием которого с точки зрения организации учебного процесса, является возможность изучать дисциплину в "удобное" для студента время. Реализовать эту возможность можно не иначе как предоставив студенту (под руководством куратора или, как сейчас модно говорить, тьютора) возможность сформировать содержание каждого курса, набрав 60 ЗЕТ. Таким образом мы получаем набор индивидуальных учебных планов (не на полный срок обучения!!!), по которым и будем строить учебную нагрузку.
Технологически здесь появляется масса проблем, начиная с технологии построения учебного плана с соблюдением ФГОС, до практического планирования и реализации учебного процесса. Может кто-нибудь имеет опыт такого планирования?
 
Новые публикации 29.03.2014 10:21
  Ю.М.
81 публикаций
Без ранга


Re: Что такое модуль? 
Изменил  Ю.М.  на 30.07.2014 23:22:13)
Здравствуйте!
Была на форуме попытка обсуждения...
http://www.imtsa.su/Default.aspx?tabid=204&forumid=25&threadid=5340&scope=posts

P.S. Уважаемый Игорь Михайлович! Мне кажется, что было бы целесообразным на форуме создать подфорум типа "Обсуждение вопросов, связанных с введение ФГОС 3+" или ФГОС ВО... в общем, как-то так...
Т.к. вопросы уже задаются и обсуждаются вразброс по разным веткам, а это не совсем удобно...

P.P.S. По теме обсуждения... Я согласен с уважаемой Еленой. И вот почему. По определению Модуль- это обособленная с точки зрения результатов обучения часть образовательной программы. Результаты обучения - это сформированные компетенции. Формируется каждая компетенция, как правило, несколькими дисциплинами, которые и составляют такие Модули. Конечно же компетенции иногда пересекают несколько предметных областей, и, наоборот, дисциплины участвуют в формировании разных компетенций тогда такое деление на модули, в ряде случаев, может быть достаточно условным... Это, на мой взгляд, вопрос формулировок компетенций. Предметные области и соответствующие науки формировались десятилетиями и столетиями, а формулировки компетенций...
Описанная, уважаемым Игорем Михайловичем, в первом посте точка зрения имеет место быть. Основными её сторонниками, как мне кажется из моего опыта, являются разработчики программ имеющие педагогическое образование, т.е. "заточенное" под школьную программу. Действительно, Математика начинается во втором классе и заканчивается в одиннадцатом, тогда можно разделять учебные года и полугодия на модули, что по сути и делается. При этом знание основ предметной области математики и есть цель школьного обучения (одна из...). В высшем инженерном образовании, например, математика лишь обеспечивает последующие дисциплины. Конечно же курс математики и многих других дисциплин тоже состоит из разделов, и их можно разделять по семестрам, логически они будут завершенными, но компетенции не формируют, а только их фрагменты. Декларируемая цель модульного подхода- обеспечение академической мобильности. При такой точке зрения студенту надо искать вуз где фрагментация дисциплин и компетенций по модулям такая же...
Мне так думается (это мое частное мнение)...
 
Заблокирован Предыдущий
 
Следующий Заблокирован
  Форум ИМЦА  Форум ИМЦА (до ...  Модульный учебн...  Что такое модуль?